Проблемы музыкальной действительности: музыканты в электричках

#news@zvukitop

Музыканты в электричках стараются донести немного культуры до общества

Музыкант, мультиинструменталист, композитор, музыковед, звонарь. Известный в Карелии деятель андеграундной и фольклорной сцены.

Ноябрьские праздники. Выбив себе несколько свободных дней, я поехал автостопной дорогой в подмосковное Хотьково, в гости к старинному другу Эндрю. Встретившись, мы выпили пива, потом еще немного выпили пива… На второй день, когда все основные темы были уже перетерты, а полагающиеся в таком случае песни спеты, мы решили отправиться на «подвиг». Для совершения подвига мы взяли с собой старую акустику с нейлоновыми струнами и бодро направились в направлении ближайшей железнодорожной платформы.

На что мы рассчитывали сказать трудно. Вряд ли мы хотели просто «срубить бабла», деньги у нас (пусть не в большом количестве) еще были. Наверное, захотелось немножечко понести «искусство в массы». Сразу же условились не петь всем известных шлягеров, а посмотреть будут ли люди слушать незнакомые широким массам песни с умными текстами.

Музыканты в электричках

Первый рейд по вагонам сразу же обломал надежды на человеческую восприимчивость. Унылые лица людей не выражали никаких эмоций. Самым страшным было то, что мы их даже не раздражали. Каждый потенциальный слушатель был погружен в себя и чихать хотел на двух придурков, что-то голосящих рядом. Примерно такого же эффекта можно было добиться, если бы мы встали у кирпичной стены с мандолиной и играли в ожидании, что на ней появится граффити с надписью «Круто играете, чуваки!».

Нас просто не воспринимали. Для реально нуждающихся в помощи мы были слишком уж хорошо одеты, а чтобы зацепить какие-то «струны» в душах людей, надо было исполнить что-то другое и как-то иначе.

Оказавишись через полчаса на платформе Софрино, мы переживали первое поражение. Тем не менее, сдаваться не хотелось, а обратная дорога проходила в направлении Москвы, где вечером поток пассажиров больше.

О результате, я думаю, вы можете догадаться сами. Пустые уставшие лица, полное равнодушие. Мы не мешали даже людям с планшетами. К седьмому по счету вагону нас настигло отчаяние. И тогда, переглянувшись, мы громко заголосили:

Если ты не взял, то что плохо лежит,
Или шёл на свет и не заметил подвох,
Или просто пытаешься жить не по лжи,
Поздравляю тебя — ты лох, ты лох!

Реакция публики последовала достаточно быстро. Услышав знакомое слово, часть вагона обернулась. Сидящая напротив нас бабуля заулыбалась и положила десять рублей в пустую Андрюхину шляпу. Воодушевленные, мы добавили громкости в не совсем стройные голоса и… гриф моей гитары оказался зажат тонкой женской рукой.

«ЧТО ЭТО ТАКОЕ?!», — спросила раздраженно худая нервная женщина. Моей реакцией на этот истерический визг стала радость. Радость от того, что на меня среагировали. Тем не менее, в глазах женщины я оказался чуть ли не фашистом, дискредитировавшим «высокое искусство».

Кирилл Комаров-быть лохом -это не плохо….avi

Много чего нам довелось еще услышать о себе. Ехавший рядом дедок сообщил, что он имеет ученое звание и ему очень не нравится, когда его принципы жизни опускаются до такой степени, ведь никакой он не лох. Мы честно пытались объяснить, что понятие «лох» в данной песне не является оскорблением, что она отражает нынешнюю действительность, показывает, что с точки зрения (увы!) большинства мы лохи, но «быть лохом — это не плохо». Для того чтобы показать, что наш культурный уровень не ограничивается только песнями с неприличными словами, мы спели ещё одну, на сей раз Алексея Козловского. Она произвела на людей куда более благосклонное впечатление, а бюджет в шляпе слегка прибавился.

Выяснилось, что рядом с нами в вагоне ехала барышня с тонкой душевной организацией, ее муж, неплохо разбирающийся в вопросах богословия, и дедок с ученой степенью. Все они очень трепетно относятся к поэзии, а мы (хиппи голодраные!) оскорбляем их воспитанный на высоких образцах культуры слух и вообще социально опасны.

Я не верю, что среди людей в других вагонах не было таких же учителей, кандидатов, да и просто интеллектуальных людей. Если в одном вагоне их оказалось трое (на соседних сиденьях), их не могло не быть там раньше. Чтобы человек среагировал, его надо хотя бы чуть-чуть выбить из колеи. Назвать лохом. Иначе… ну что они могут там петь, эти придурки? Не будем мы их слушать, нельзя от них дождаться ничего хорошего. Да и вообще.. С работы едем, устали..

Сопереживая «высокой культуре» можно пойти двумя путями. Либо протестовать против гей-пропаганды, матерщины на сцене, низкого уровня культуры, либо постараться как-нибудь поднять уровень культуры окружающих. В идеале лучше организовать какой-нибудь концерт, где будет действительно хорошая музыка и поэзия. А если на это нет сил, времени или желания, то можно поощрить тех, кто (пусть не очень стройно) исполняет песни с все же не самыми глупыми текстами. Поощрением здесь может быть просто внимательный взгляд. Но это-то как раз в большинстве случаев оказывается в падлу.


Играют они, а стыдно мне

Я часто езжу в электричке. Мне так удобнее — не надо стоять в километровых пробках, трепать себе нервы из-за неадекватных водителей, жечь сцепление на каждой улице. Плюс отпадают переживания о возможности и стоимости парковки в центре Москвы.

Общественный транспорт в час пик, конечно, тоже та еще радость: безумная толпа людей без намека на какое-либо количество серого вещества; духота летом, реальный холодильник зимой. Тем не менее, я как-то приловчился занимать кошерное место в вагоне, нашел самое удачное время для поездок и, в общем-то, общественный транспорт уже не кажется филиалом ада на земле.

Напрягает другое — музыканты, желающие срубить легкого бабла и донести каплю высокой культуры до пассажиров, следующих из пункта А в пункт В.

Одна из основных причин, почему для таких людей в аду уже приготовлен отдельный котел — выбор времени для выступления. По какой-то причине эти люди считают, что самое подходящее время — час пик. Стоит только поезду приготовиться к отправлению, как в вагон начинает пропихиваться очередное дарование, жаждущее легкой наживы.

При этом, дабы охватить максимальное количество ни в чем не повинных ушей, эти люди обязательно несут с собой усилитель на тележке модели «бабушкина гордость» и комплект подзвучки. Самые самоуверенные и вовсе ходят в составе камерного оркестра с пионерским барабаном, аккордеоном, всевозможными видами перкуссии и другими инструментами.

Как итог: 85% находящихся в вагоне получают грифом гитары под ребра, пальцы ног служат ковровой дорожкой для колес тележки, а громкость звука при выступлении приводит к прибавлению глухих в обществе. Попытка обойти музицирующего (то еще испытание!) сопровождается недовольными взглядами с его стороны.

И ладно бы если они устраивали фееричное шоу. Вместо этого в репертуаре песни Цоя, инструментальные версии композиций Джо Дассена, песни про Афган и тяжелую солдатскую долю, какие-то неизвестные романсы, хиты Арии и Алисы, немного блатняка, и многие другие произведения, которые люди знают наизусть. Каждый железнодорожный музыкант считает, что известный шлягер, исполненный в стилистике пьянки во дворе, найдет отклик в сердцах слушателей.

Говорить об уровне исполнительского мастерства, конечно же, не приходится. Любой, кто худо-бедно освоил три блатных аккорда, пару песен под дешевый минус или несколько популярных мелодий на аккордеоне (блокфлейте, скрипке) считает, что сможет заработать этим на пивасик с чипсами. Слушая таких мастеров хочется или поскорее сдохнуть, или прибить горе-исполнителя. Порой кажется, что люди кидают им деньги в шапку лишь для того, чтобы поскорее закончить пытку.

Интересный поисковый запрос о музыкантах в электричках. Вместе со мной количество недовольных уже равно девяти.

Утром две трети вагона еще спит, а оставшиеся слушают музыку в наушниках. Вечером люди едут с работы: у одних выдался неудачный день, вторые на протяжении восьми часов разгребали завалы перед дедлайном, третьи просто работали в поте лица. Люди хотят отдыха и немного тишины, поэтому последнее, что их интересует — жалкие потуги общественного музыканта «скрасить» время в пути.

Но самое худшее, когда перед очередным исполнением Бессаме Мучо (или после, в зависимости от ситуации) любитель приобщить общество к прекрасному рассказывает историю о том, как он несколько раз окончил консерваторию (обязательно с отличием), как его идеи не оценили, и как трудно настоящему таланту пробиться на большую сцену. Хочешь сказать, ты столько учился, чтобы играть по электричкам? Хороший музыкант не останется без работы и будет востребован в своем деле. Рассказы о бедственном положении и вселенской несправедливости говорят только об одном — о дерьмовости музыканта.

Самые отмороженные представители транспортных музыкантов даже пытаются оправдать себя тем, что такие выступления ничем не отличается от перфомансов музыкантов на Арбате, в Парке Горького и других людных местах Москвы. Беда в том, что попытки развлечь публику у входа в вагон не имеют ничего общего с культурой уличных музыкантов.

Получается ситуация из разряда «играют они, а стыдно мне». Стыдно за всю музыку в целом, за культуру и за выбранный музыкальный инструмент (он-то чем провинился?!). И так думает практически каждый пассажир.

Хотя, если задуматься, то людям в вагоне не стыдно. Судя по лицам большинства пассажиров при появлении очередного исполнителя, им попросту наплевать, что там делает этот парень, называющий себя музыкантом.

Источник: samesound.ru

0

Автор публикации

не в сети 1 час

Sergey Brayn

17

Музыка - это голос души...

Россия. Город: Санкт-Петербург
Комментарии: 8Публикации: 157Регистрация: 17-11-2016