Музыкальный фанатизм: каприз или психическое заболевание?

Самолёт приземлился в городе N и музыкальный исполнитель, попадая в аэропорт постоянно обеспокоенно оглядывается по сторонам. Отчего? Изучает незнакомое место или явно чего-то опасается? Верным будет второй ответ и опасается он не чего-то, а кого-то – Их, музыкальных фанатов.

Казалось бы, надо жить и радоваться: толпы поклонников готовы на руках донести до дверей встречающей машины, забросать приятными комплементами, а то и подарками… Однако на деле всё далеко не так безоблачно и у фанатизма, как и у любой другой медали есть своя обратная сторона:

1. Преследование. Из СМИ регулярно можно услышать про случаи слежки фанатов за своими кумирами. Они осаждают их везде: начиная от элементарного посещения ресторана с целью приёма пищи и заканчивая преднамеренными столкновениями со с артистом в помещении уборных.

2. Угроза расправы членам семьи артиста: фанатская ревность иной раз достигает поистине жестоких вариаций. В истории музыки нередки случаи, когда поклонники калечили жён и детей своих кумиров с целью освободить лакомое место рядом с ним;

3. Фанатская любовь в своём проявлении напоминает резкую синусоиду, в результате которой вчерашняя бурная любовь может резко перерасти в ненависть, если кумир что-то не то сказал в интервью или на концерте, и обратно — в прежнюю любовь в ещё более агрессивной форме. Фанат словно диктует артисту формулу бытия: Это я тут Бог, а ты мой слуга. И часто, такая агрессивность заканчивается пагубно для артиста – ему могут начать угрожать, подкидывать разные гадости в номер, где он остановился или в дом, где он живёт, в особенно плачевных ситуациях его могут даже покалечить.

4. Охота за трофеями. Главным законом музыкальных поклонников является обретение трофейных вещей от своего избранника. Самой мизерным достижением среди фанатов считается получение автографа от исполнителя. Как правило они ими не ограничиваются и дальнейшими целями становятся фрагменты одежды музыканта, предметы его обихода, а иной раз и волосы. Нередки случаи охоты за использованными контрацептивами с целью получения потомства от своего кумира.

5. Внешняя атака: среди фанатов возрастает активное внешнее воздействие на своих кумиров – они залезают к ним в дома, прыгают под колёса автомобилей, преследуют на улицах.

6. Сопоставление себя с кумирами: во время выступлений фанаты часто стремятся попеть на сцене рядом с исполнителем. Целью этого действия является стремление возвыситься над остальными зрителями и повысить свою самооценку. Часто такие поклонники мешают нормальному ведению концертной деятельности музыкантов.

7. Стремление постоянно угождать кумиру: в основном это выражается в постоянном преподнесении подарков, некоторые фанатики на время прибытия их музыканта устраиваются рабочими сцены, на которой он будет выступать, либо стремятся помочь донести вещи или инструменты. Такое явление опасно тем, что при отказе или невнимании со стороны музыканта, фанат может проявить агрессию в его сторону.

8. Виртуальная атака: фанаты охотятся за своими любимцами не только при их фактическом появлении, но и посредством интернета, атакуя аккаунты в социальных сетях, воруя фотографии из них и распространяя в дальнейшем не всегда лестную информацию о своих кумирах.

Психологический феномен фанатизма.

Так что же такое этот фанатизм: каприз избалованных детей или всё таки психологическая зависимость?

Психологи выделяют несколько форм фанатизма, так или иначе присущих любому человеку, восторгающемуся той или иной музыкой.

1) Человек восторгается музыкой как таковой, ему нравится звучание инструментов, составление музыкальной композиции, смысл слов в песне. Этим собственно ограничивается первая форма поклонения музыке, присущая любому здравому человеку. В этом случае человек может интересоваться исполнителем, а может и вовсе его не знать;

2) Человек начинает изучать творчество группы, интересоваться её составом или если это единичный исполнитель, то его творчеством, в некотором смысле биографией. В этом случае у поклонника имеется в наличие большинство песен, но как правило только те, которые лично ему нравятся. Поклонник уважает своего кумира как музыканта, как человека, чётко разделяет его и свою жизнь;

3) Стадия потери сексуального контроля – на этой стадии наступает первичное половое влечение к предмету любви. Поклонник восторгается физическими данными исполнителя, даже если их как таковых нет, начинается активное посещение всех концертов в пределах своего города. Если посетить комнату такого человека, то можно обнаружить обильное количество различных постеров, посвящённых так или иначе кумиру. Так же это время скромного преподнесения первых подарков кумиру, часто сделанных своими руками;

4) Стадия первичного поклонения – пока ещё безобидные фанаты, те которые следуют за своим избранником по линиям его гастролей, попытки забраться на сцену и попеть вместе с музыкантом, если поклонник финансово состоятелен он может забрасывать своего кумира дорогостоящими подарками, тем самым пытаясь купить последнего. В любом случае, фанатизм этой стадии отягощён требованиями внимания к персоне фаната и если тот не получает его на нужном ему уровне – начинается следующая стадия:

5) Смены агрессии и любви: фанат уже не принадлежит сам себе, он полностью подчинён жизни своего кумира и всячески пытается подчинить жизнь избранника себе: поклонник представляет реальную опасность для артиста, так как уже не воспринимает адекватно исполнителя, как личность, отдельную от его музыки — возросшее это ставит музыканта на пьедестал собственностей фанатика.

Отчего возникает такая зависимость у людей? Чаще всего, данному явлению подвержены подростки, которые в силу утерянного общения с родителями ищут суррогат в виде кумиризации музыкальных исполнителей, чья музыка так или иначе смогла повлиять на их подсознание.

Болезнь это или нет? Всё зависит от того на какой стадии остановится человек, воспринимая своего музыканта. Чаще всего, для большинства людей восприятие ограничивается максимум до третьей стадии, затем происходит психологическое вырастание и данная зависимость сублимируется в любовь и влечение к вполне реальному человеку, либо остаётся на уровне восхищения творческими успехами данного индивидуума и отслеживанием его дальнейшего творчества.

1

Комментарии

Войти с помощью: